Почему собаки порой плохо себя ведут?
Мы, дрессируя животное, создаем нужную нам самим потребность, тут же и сами же предлагая путь к удовлетворению этой потребности. Например, для обучения собаки посадке, лучше воспользоваться ее пищевой потребностью (любовью к вкусным кусочкам). А для повышения этой пищевой потребности (ради скорейшего закрепления навыка) мы ведем собаку на дрессировку полуголодной. За хорошо выполненную команду даем ей кусочек пищи, удовлетворяя пищевую потребность. Таким образом собака понимает, что после определенного, правильно выполненного действия ее поощряют лакомством и старается выполнить команду снова. Навык закрепляется.
Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократною повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыком.
Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие.
Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу, как хотелось бы, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. Достаточно 2-3 раз, чтобы такое поведение собаки стало навыком.
То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием! Вот и хозяин пришел. Стоит два-три раза не убрать обувь, и навык закреплен. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время.
Но бывает и по-другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка - это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом, получается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя даже каждую третью попытку. Это называется вариабельным или вероятным подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельном подкрепления, гасятся с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.
Потребности, которые и помогают, и мешают нам, принято делить на три большие группы.
Первая из них состоит из потребностей жизнеобеспечения: пищевая, питьевая, оборонительная потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо из этих потребностей ведет к гибели животного.
Вторую группу потребностей называют зоосоциальными. К ним относят половые, родительские, территориальные потребности, потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений.
Третью группу составляют потребности саморазвития: потребность в свободе, подражательную потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и другие.
Любая из перечисленных потребностей, не будучи удовлетворенной, может быть причиной плохого поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения. Чаще всего приходится сталкиваться с пищевой потребностью, потребностью в двигательной нагрузке, потребностью и положительных ощущениях, потребностью в игре и новой информации.
Очень часть наши собаки хулиганят, чтобы получить удовольствие.
Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей и у собак.
От навыков отличают привычки.
Привычки приобретаются и закрепляются, как и навыки, в результате многократных повторений, но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих.
Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. От нечего делать, для убивания времени. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени и необходимыми собакам.
Вспомните свои привычки и вспомните, как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно: начать формирование других привычек (или поругаться). На формирование новых привычек порой уходит много времени.
Почему так трудно бороться с плохим поведением? Ну хотя бы потому, что все они приводят к возникновению положительных эмоций у собаки. А потребность в положительных эмоциях - одна из ведущих у живых организмов. В опытах с вживлением электродов в центр удовольствия мозга крысы научились нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и нажимали несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводило их к гибели. А вспомните человеческих наркоманов! Человек же предлагает собаке навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например, в классической дрессировке, что, естественно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение.
А во-вторых, мы ошибаемся, считая, что животные начинают обучаться довольно поздно. Как показали исследования, условные рефлексы образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков. А по этому поводу позволю себе привести описание нот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, затем в этих же условиях, другой, но равнозначный. После чего ей предложили свободу выбора навыков в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот, оказалось, первое, что запоминается, запоминается лучше, чем последующее.
Есть еще третья причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом. Дело в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легки и надолго. По всему по этому перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите.
Источник: Владимир Гриценко
Мы, дрессируя животное, создаем нужную нам самим потребность, тут же и сами же предлагая путь к удовлетворению этой потребности. Например, для обучения собаки посадке, лучше воспользоваться ее пищевой потребностью (любовью к вкусным кусочкам). А для повышения этой пищевой потребности (ради скорейшего закрепления навыка) мы ведем собаку на дрессировку полуголодной. За хорошо выполненную команду даем ей кусочек пищи, удовлетворяя пищевую потребность. Таким образом собака понимает, что после определенного, правильно выполненного действия ее поощряют лакомством и старается выполнить команду снова. Навык закрепляется.
Удовлетворение имеющейся потребности в дрессировке называется подкреплением. Факт удовлетворения потребности (подкрепление) воспринимается собакой положительно и способствует закреплению в памяти действия, которое привело к нему. В результате многократною повторения действие заучивается животным, легко вызывается командой и воспроизводится независимо от окружающих условий, то есть становится навыком.
Но потребности возникают у наших собак и в наше отсутствие.
Например, когда собака остается одна и испытывает потребность в пище, она начинает сама искать пути удовлетворения своего голода. И если вы не так тщательно убрали пищу, как хотелось бы, собака доберется до нее и удовлетворит свой аппетит. Одновременно данный положительный результат становится подкреплением тому способу, при помощи которого собака достала пищу. Достаточно 2-3 раз, чтобы такое поведение собаки стало навыком.
То же касается и съеденной обуви. Скучая, щенок пытается удовлетворить потребность в новой информации (а она очень выражена у молодых животных) и находит башмак, так приятно пахнущий хозяином. Сколько удовольствия и радости получит щенок, расправляясь с ним, а как быстро летит время за интересным занятием! Вот и хозяин пришел. Стоит два-три раза не убрать обувь, и навык закреплен. Теперь щенок будет сознательно искать башмаки и заниматься уже привычным для него и таким интересным делом, чтобы скоротать время.
Но бывает и по-другому. Предположим, покупая щенка, вы уже знаете, что собака-попрошайка - это нехорошо. И не подкармливаете щенка у стола. Но ваши дети, жена или родители считают, что вы слишком строги к такому очаровательному крохе и иногда в ваше отсутствие дают ему кусочки. Таким образом, получается, что щенок все-таки получает подкрепление своему попрошайничеству и поведение закрепляется. Весь фокус в том, что навык можно выработать, подкрепляя даже каждую третью попытку. Это называется вариабельным или вероятным подкреплением. А навыки, выработанные с применением вариабельном подкрепления, гасятся с очень (очень!) большим трудом по сравнению с теми, для которых применяли постоянное подкрепление.
Потребности, которые и помогают, и мешают нам, принято делить на три большие группы.
Первая из них состоит из потребностей жизнеобеспечения: пищевая, питьевая, оборонительная потребности, потребность в сне, двигательной нагрузке, положительных ощущениях и тому подобное. Неудовлетворение какой-либо из этих потребностей ведет к гибели животного.
Вторую группу потребностей называют зоосоциальными. К ним относят половые, родительские, территориальные потребности, потребность в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений.
Третью группу составляют потребности саморазвития: потребность в свободе, подражательную потребность, потребность в игре, потребность в новой информации и другие.
Любая из перечисленных потребностей, не будучи удовлетворенной, может быть причиной плохого поведения наших собак, если мы не поможем удовлетворить ее или не подскажем правильного пути для ее удовлетворения. Чаще всего приходится сталкиваться с пищевой потребностью, потребностью в двигательной нагрузке, потребностью и положительных ощущениях, потребностью в игре и новой информации.
Очень часть наши собаки хулиганят, чтобы получить удовольствие.
Устранить нежелательное поведение, в основе которого лежит неудовлетворенная потребность, легче, чем избавиться от немотивированного поведения. А такое встречается и у людей и у собак.
От навыков отличают привычки.
Привычки приобретаются и закрепляются, как и навыки, в результате многократных повторений, но если навыки являются способом достижения какой-либо цели, то привычные движения выполняются ради себя самих.
Когда собаке делать нечего, а основные ее потребности вы удовлетворили и оставили ее одну, вот тогда и формируются привычки. От нечего делать, для убивания времени. Повторяясь, они становятся необходимым атрибутом свободного времени и необходимыми собакам.
Вспомните свои привычки и вспомните, как вы злитесь, когда вам мешают совершить привычное действие. Вам остается одно: начать формирование других привычек (или поругаться). На формирование новых привычек порой уходит много времени.
Почему так трудно бороться с плохим поведением? Ну хотя бы потому, что все они приводят к возникновению положительных эмоций у собаки. А потребность в положительных эмоциях - одна из ведущих у живых организмов. В опытах с вживлением электродов в центр удовольствия мозга крысы научились нажимать на рычаг, вызывая положительные ощущения, и нажимали несколько тысяч раз в час, отказываясь от пищи и воды, что, в конце концов, приводило их к гибели. А вспомните человеческих наркоманов! Человек же предлагает собаке навыки поведения, связанные в основном с отрицательным подкреплением, как, например, в классической дрессировке, что, естественно, вызывает у собаки желание самой формировать свое поведение.
А во-вторых, мы ошибаемся, считая, что животные начинают обучаться довольно поздно. Как показали исследования, условные рефлексы образуются у щенков сразу же после рождения, буквально с первой минуты жизни. Вначале формируются обонятельные и тактильные рефлексы, а затем, по мере созревания и остальных анализаторов, другие. Так что когда мы обычно приступаем к воспитанию своего щенка, у него уже есть в запасе несколько дюжин отработанных навыков. А по этому поводу позволю себе привести описание нот такого опыта. У собаки был выработан и закреплен сначала один навык добывания пищи, затем в этих же условиях, другой, но равнозначный. После чего ей предложили свободу выбора навыков в достижении цели. Вы считаете, что она выбрала последний? Как раз наоборот, оказалось, первое, что запоминается, запоминается лучше, чем последующее.
Есть еще третья причина, по которой отрицательное поведение вырабатывается быстро, а устраняется с трудом. Дело в том, что научение у молодых животных происходит по типу так называемого запечатления (импринтинга), которое характеризуется чрезвычайной быстротой и фиксацией результатов в памяти легки и надолго. По всему по этому перевоспитание требует настойчивости, последовательности, терпения и упрямства, если хотите.
Источник: Владимир Гриценко